Skip to main content

Теория мотивации Герцберга

В рубрике
4 votes

Теория созданная в конце 1950-х годов Фредериком Герцбергом, основана на потребностях людей. Проанализировав ее, можно понять почему нынешние технологии "геймфикации" не только популярны, но еще и эффективны.

Для начала обратимся к картинке, отображающей суть данной теории

p1

Зеленый цвет - это насколько повышается мотивация при наличии данного фактора, а синий цвет - насколько мотивация падает если этот фактор отсутствует.

Снизу (включительно с Company police) расположены факторы, необходимые как "база" для работы (гигиенические факторы) — административная политика компании, условия труда, величина заработной платы, межличностные отношения с начальниками, коллегами, подчинёнными. Уровень проблем при их "потере" отражает синий цвет.
Выше Company police расположены факторы, мотивирующие к работе (мотиваторы) — достижения, признание заслуг, ответственность, возможности для карьерного роста. Но они как правило работают при условии наличия базовых факторов.

По мнению Герцберга гигиенические факторы отражают качество среды, в которой производится работа. Ведь всем приятно когда стул удобный, начальство адекватное, а на работу вы можете придти в удобной вам одежде Smile С другой стороны мотивирующий факторы, которые связаны с характером и сутью самой работы, будут побуждать вас продолжать выполнять свои обязанности качественно и в срок.

Как можно заметить лидерами групп являются корпоративная политика и достижения (ачивки). Как вы думаете насколько это соответствует действительности, а в частности действительности в России? Возможно, ачивки становятся важны уже когда у человека есть определенный уровень дохода, позволяющий ему комфортно жить или они интересны в любое время? Насколько требовательны к корпоративной политике в России, если зарплата выше среднерыночной? Smile

Аватар пользователя Бакина Маргарита

Мотивация - одна из моих любимых тем...
Но, видимо, чтобы разобраться в предложенной теории, нужно прочитать о ней больше.
Егор, а тебя самого, молодого, думающего, смелого, что мотивирует к деятельности?

Аватар пользователя Подворный Егор

Согласен, теория тоже мне показалась не очень очевидной, причем Википедия возможно не совсем правильно ее трактует.
Меня скорее всего мотивирует совокупность факторов, во-первых это Цель (такая большая, прекрасная, и не очень легко достигаемая (это важно), причем она представляет собой некую "картинку" из жизни в которую помещается много хотелок, как то запутанно объяснил:)). Во-вторых желание чтото делать/менять/создавать само по себе, не ради конечной цели, а ради процесса. А еще положительные отзывы клиентов очень мотивируют:)

Аватар пользователя Шевченко Станислав

Егор, спасибо большое за тему.
Я бы сказал, что это большая тема для дискуссионного клуба, но, для начала, выскажу свое мнение, тут.
Для начала, обрисую группу специалистов, о которых я буду говорить - это люди, работающие в отрасли информационных технологий и занимающих средние позиции, от сисадминов и разработчиков, до технических архитекторов. В эту группу не входят руководители, и тим-лиды. Мне кажется слишком общим, а поэтому не совсем корректно ровнять всех в единую шкалу.
С чем сталкивался лично я:
Мотивация рассматриваемого слоя ИТ-специалистов, очень часто заканчивается на удовлетворении гигиенических требований, но это не просто компьютер или кресло, это обязательно самый современный компьютер, самый большой и самый продвинутый монитор, самая навороченная мышка, то самое любимое кресло и т.д. и т.п. при наличии всех этих составляющих, рассматриваемый сотрудник, добросовестно выполняет свои обязанности, "лезть из кожи вон" он готов если на рынке появился еще более новое оборудование, которое ему обещано за трудовой "подвиг". У подобной мотивации есть даже почти научный термин "люмпен-мотивация". В тоже время, если рассматривать руководителей и тим-лидов, то им зачастую не важно, что ноут, на которым они работают, года три не обновлялся, что XP полностью удовлетворяет все потребности для решения всех задач. Этих сотрудников мотивирует как раз только верхняя часть графика, такие пункты как ответственность,достижения ... Это конечно верно не во всех случаях, но имеет место быть.
А еще если вспомнить пирамиду Маслоу, то в чем отличие ее от теории Фредерика Герцберга. разве что другое представление и всего две большие области.
Как мне кажется теории мотивации все же претерпевают изменения, может быть мы сможет собрать факторы, которые мотивируют, скажем, наше сообщество, и попробуем их проанализировать, тогда получится новая теория мотивации построенная на данных нашего проекта. Что скажете?

Аватар пользователя Подворный Егор

Спасибо за интересную информацию! Надо будет ее обдумать)
Насчет теории мотивации на основе данных нашего проекта - двумя руками ЗА! Кто еще готов взяться за работу, думаю будет очень интересно!)

Аватар пользователя Шевченко Станислав

Я уверен, что еще будет и полезно. Может имеет смысл сделать опросник, и попросить его заполнить. Тогда будет начальная статистика, с которой можно будет работать. Я думаю, что опросник может помочь создать Маргарита

Аватар пользователя Подворный Егор

Согласен! Готов взять на себя техническую реализацию опроса Smile

Аватар пользователя Шевченко Станислав

Егор, здорово. Давайте обсудим что нужно

Аватар пользователя Подворный Егор

Сначала наверно надо составить эти самые вопросы для теста. Потом я сформирую страницу с опросом, опубликуем ссылку, соберем данные, проанализируем и напишем статью:)

Аватар пользователя Пименов Алексей

Мысль она материальна...
По совпадению, 11 октября выступал с темой Мотивация 3.0 на мини-конференци (для экспериментальных тем) AgileKitchen.
Вот тут можно глянуть и послушать: http://www.slideshare.net/pimenaus/30-27142487
тема прошла дальше фвухфакторной модели Герцберга, может вам пригодится.

Аватар пользователя Бакина Маргарита

Леш, привет!
Как приятно встретить тебя на сайте! Smile
Про твое звездное выступление наслышаны и не только наслышены...
Ребята, рекомендую!

Аватар пользователя Пименов Алексей

Вообще тема готовится к расширению для конференции AgileDays 2014 туда должны войти идеи из: Метода мотивации по Герчикову, Подтверждение моделей от бихейвористов ну и многое другое. И наверное пошире будут практические приёмы.
В общем пашем и пишем Smile

Аватар пользователя Подворный Егор

Большое спасибо за ссылку! Очень интересно!