Skip to main content

Панацея от «плохого» контента в технологическом чуде?

5 votes

Наша последняя встреча на страницах моего блога состоялась зимой, в канун Нового года. А сегодня уже начался другой новый год – учебный. Я прошу прощения за долгое отсутствие и желаю вам успехов на нелегком ученическом поприще, веры в свои силы и терпения. Учитесь с удовольствием, а я, со своей стороны, постараюсь активнее участвовать в онлайн жизни сообщества. Осень – традиционно насыщенная новостями пора, так что поговорить будет о чем.
Первый день осени предложил нам первую тему для дискуссии. 1 сентября вступил в силу закон о «Защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (№436-ФЗ), по-другому его еще называют «мизулинским», по фамилии автора Елены Мизулиной (депутата госдумы, доктора юридических наук). Задача закона, как можно догадаться из названия, оградить несовершеннолетних от пагубного влияния того огромного количества негативной информации, которое доступно по телевидению, в печатных СМИ и глобальной сети. 

Основные посылы Федерального Закона

Согласно ст. 5 закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», среди детей запрещено распространять следующую информацию: 

  1. побуждающую к совершению действий, представляющих угрозу жизни и здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; 
  2. способную вызвать желание употребить наркотики, алкоголь и табачные изделия, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; 
  3. обосновывающую или оправдывающую насилие и жестокость либо побуждающую осуществлять насильственные действия; 
  4. отрицающую семейные ценности и формирующую неуважение к родителям и другим членам семьи; 
  5. оправдывающую противоправное поведение; 
  6. содержащую нецензурную брань; 
  7. содержащую порнографию.

 
Кроме того, закон ограничивает распространение среди детей информации с изображением жестокости, вызывающей ужас, порнографию, а также содержащую бранные слова.

Реализация закона в Интернете

Идея, согласитесь, благородная. Однако большинство информации сейчас распространяется в Интернет. И, хотя закон неплохо продуман по части печатных СМИ и телевидения, с Интернетом он дружит не очень.

Основная идея защиты в законе состоит в маркировке. Т.е. с 1 сентября все выходящие в эфир или печать материалы должны быть промаркированы специальным штампом «детям до…». Изначально закон предполагал маркировку и сайтов (!), но от этой идеи впоследствии отказались ввиду ее несостоятельности. Тогда авторам пришла в голову другая идея.

28 июля этого года Госдумой были приняты поправки к Закону о Защите детей, где говорится о фильтрации интернет-ресурсов по «черным спискам» (т.е. все, что не запрещено, разрешено). Смысл технологии в том, чтобы «собирать» интернет-ресурсы с «плохим» контентом в единый реестр и дальше блокировать доступ к этим сайтам. В принципе, это лучше, чем ничего, но насколько данная технология эффективна?

Самым большим минусом данной технологии является легкость миграции сайтов: через несколько часов после блокировки сайт попросту может переехать на другой адрес и снова стать доступным. У компании Websense, обладающей самой обширной в мире базой «плохих» ресурсов, объем обновлений в сутки исчисляется несколькими сотнями тысяч сайтов. И, конечно, это не исчерпывает весь «плохой» контент. Представляете, сколько человеческих и финансовых ресурсов необходимо затратить на поддержку базы и анализ всего интернет-наполнения!

Какие еще технологии защиты существуют?

Есть вариант проводить контентную фильтрацию содержимого сайтов. Но эта технология сложная, тяжелая, а при большом потоке информации еще и медленная. Проводить контентную фильтрацию в рамках всего Интернета дорого и технически сложно. А кроме того, контентный анализ не работает с картинками. Технология автоматического распознавания картинок пока еще настолько медленная, что для работы на большом потоке неприменима.

Еще одной технологией является создание белых списков (т.е. все, что не разрешено, запрещено – принцип обратный черным спискам). Пример такого подхода демонстрирует Координационный Центр Рунета, который через свой Фонд «Разумный интернет» подал заявку на создание нового домена верхнего уровня под названием «.дети». Идея состоит в создании некой чистой песочницы, куда принимать только безопасные сайты. Но и тут есть трудноразрешимые проблемы: как «загнать» детей в эту песочницу, и как контролировать, чтобы ребенок не выбрался через загородку и не ушел в «большой» и грязный Интернет.

На мой взгляд, только лишь техническими средствами реализовать идею глобальной и качественной фильтрации всего Интернета не представляется возможным. Хотя, можно сильно улучшить ситуацию путем построения многоуровневой технической защиты:

  • Контроль доступа в Интернет на домашних ПК. Десятки производителей предлагают программы «Родительский контроль»
  • Принудительная фильтрация Интернета в школах, кафе и других общественных местах
  • И, наконец, самый верхний уровень - фильтрация запрещенных сайтов провайдерами и поисковиками. (Тут, правда, проблема в том, чтобы их заставить это сделать)

Почему технологий недостаточно?

В области Интернет, как ни парадоксально, дети чаще грамотнее своих родителей. Поэтому они могут, например, придумать способ обойти систему Родительского контроля на компьютере. А посему еще предстоит родителей обучать технологиям. Но если у детей есть специальное место, где они учатся (школы, техникумы, колледжи и ВУЗы), то родители, как правило, заняты на работе и им не до учебы. Кто тут кого должен учить – предлагаю подискутировать в клубе.

Итак, резюмируя, для решения проблемы защиты детей в Интернет, существуют много аспектов: образовательный – раз, законодательный (этим, вроде, занялись) – два, организационный (кто и как будет определять, насколько данная информация запретна) – три и только в самую последнюю очередь – технический. Перед нами многогранная проблема, которую надо рассматривать с разных сторон.

Пока сделаны только первые шаги, в области законодательной и – отчасти – технической. Я думаю, мы еще продолжим беседу на эту тему.

Аватар пользователя kirill_zhelyabin

Россия нуждалась в этом законе, как только начал появляться интернет в школах. В нашей стране, некоторые родители, не знают как проверить историю интернет-серфинга в браузере. Я думаю, что в данный закон будут вносить поправки еще много, много, раз. Я бы предложил что-бы в школах учителя расказывали родителям, чего опасаться детям в сети, какими средствами можно контролировать детей в интернете. По-моему, это будет очень эффективно.

Аватар пользователя Шевченко Станислав

То, что только техническими средствами можно добиться положительных результатов - невозможно, это очень верно отмечено. Помимо технических средств должно формироваться понимание что такое хорошо, а что такое плохо, что такое позволительно, а что нет. Однако, именно подобному воспитанию уделяется так мало времени. Школы возлагают решение вопросов на семью, а семья просто подобные вопросы не поднимает, по множеству причин. Наталья Ивановна затронула очень многогранную тему, хочется услышать, что об этом думают остальные участники сообщества.

Аватар пользователя Бакина Маргарита

Огромное спасибо за тему для обсуждения.
Еще раз задумалась над тем, что мы делаем важное дело, проводя в школах и вузах Уроки Безопасности. В этом учебном году снова выйдем к школьникам и студентам. А также будем делать все возможное и невозможное для просвещения пользователей через наши сайты, мероприятия, он-лайн игры, викторины...

Что касается того, кто и как может защищать детей от опасностей в сети, то я все больше склоняюсь к тому, что в основе может лежать совместная деятельность детей и взрослых: у учителей и родителей - опыт и понимание жизни, у молодежи - технологии "на кончиках пальцев". Это взаимный процесс - противостояние существующим угрозам.
Мы уже обдумываем, как организовать это взаимодействие и эту активность более масштабно, чем сейчас.

Аватар пользователя linkins_

Проблема, однозначно, на данный момент предстаёт "во всей красе", мои ровесники и более старшие люди приобщились к Интернету в более-менее сознательном возрасте, когда сами были в состоянии отличить достойное от недостойного, поэтому опыта в сфере борьбы с "вредным" контентом у нас особо нет, жизнь меняется, меняются условия игры. Маленьким детям, я считаю, вообще не обязательно посещать Всемирную Сеть: вполне достаточно "оффлайновых" источников информации. Однако, выход в Интернет неминуем, как выход во взрослую жизнь, как переход из начальной школы в среднюю. Стоит вспомнить,что детей обычно готовят к последним, дают хоть какую-то вводную, что может ожидать за поворотом, как вести себя, чтобы избежать проблем, обычно в рекомендательном, а не запретительном ключе.
Во-первых,слово "Контролировать" у меня лично вызывает больше ассоциаций с ограничением свободы, запретом, недоверием, чем с заботой и защитой,поэтому, явный контроль, я считаю, должен оставаться на уровне законов,фильтрации в школах, как говорили,и проч.-то есть вне дома. Во-вторых, чего нельзя-того всегда больше всего хочется, рождается мотивация заглянуть в нору, если её скрывают, там может быть здорово. Родители и вообще семья-самое главное звено в развитии человека, именно здесь и должна проводиться основная часть спасательной операции, причём не только от беспредела в интернете, но и от других неприятностей, которые могут встретиться в жизни. Я практически уверена в том, что если ребёнка подготовить к возможным встречам с неприятностями и научить их избегать и выпутываться из них, не придётся создавать песочницу и строить заборы между "детским чистым" и "ужасным грязным", которое на поверку не такое уж и ужасное, если уметь пользоваться.
В итоге я прихожу к выводу о первой необходимости укрепления доверительных отношений между детьми и родителями, а на этой базе-уже повышения компьютерной грамотности, технической, законодательной и прочим сторонам защиты.