Skip to main content

Что и как исследовать? Введение

6 votes

Привет, участники JJ, читающие эту запись!! Здесь и сейчас я начинаю вести еженедельную колонку под названием «Исследования». И, поскольку эта запись – первая, мне бы хотелось обозначить несколько вопросов, ответы на которые нужно дать в самом начале чтения (или не только чтения) моего блога.

Первый вопрос – а что вообще можно исследовать?? Поспорим, что он рождается у вас первым, как только вам говорят, о том, что нужно начать исследование?? Но, несмотря на это, даже у такого простого вопроса есть небольшая предыстория. Начнем с того, что мы для себя определили сам термин «Исследование» - это очень скучно и интуитивно понятно, прочитайте где-нибудь на википедии… = )) Дальше логично предположить, что исследования очень многообразны, и представить все их не очень легко или вообще невозможно. «А давайте попробуем их собрать в группы!!», - предложите вы, внимательно читая статью. Это будет очень здорово, потому что просто перечислив эти группы мы кому угодно расскажем про все исследования разом!!

Давайте… и я начал думать, как же это сделать… Вариант такой – привязать к какой-нибудь науке – исследования в области физики, химии, экологии, математике, медицине, биологии, эмм… а чем отличается исследование в медицине от исследования в химии?? В медицинских лабораториях то, вроде, химики работают… Да и науки сейчас более специфические – нанотехнологии и термодинамика – тоже физика. Решил по-другому. Вариант следующий – очень часто встречающийся на просторах интернета – поделить на теоретические и прикладные научные исследования – не понравился = )) Затем было еще несколько вариантов… и мои размышления пришли к написанному выше вопросу – «А что вообще можно исследовать??»

Итак, идет XX век, происходит множество открытий, революционных открытий, которые двигают науку вперед и вперед, с чем же ученые работают?? Сначала вспомним такие области как химия, медицина, биология – в основе любой теоремы, любого закона, реакции – вещество. И вся суть этих наук сводится ко всевозможным исследованиям веществ. Исследуется ли процесс кристаллизации или горения, разрабатывается новый вид сверхпрочной резины или выводится формула зубной пасты – в основе вещество.

Целый ряд научных областей, связанных с физикой исследуют различные природные взаимодействия. И если взять любой закон, формулу или уравнение – речь пойдет о преобразовании энергии. Второй важный компонент, который в основе любого процесса – нагревания, давления, ускорения, распространения. Любое исследование в физике – исследование энергии.

А третий компонент для исследований – хорошо известен всем, кто живет в современном обществе, то есть вообще всем – это информация. Примеров настолько много, что я их приводить не буду, пусть каждый читатель сам напишет свой пример в комментарии = ))

По этим трем компонентам я и предлагаю классифицировать – исследования веществ, исследования энергии, исследования информации. Как вы считаете, корректная ли это классификация, попробуйте предложить свою… но не забудьте это как-нибудь аргументировать!!

Пожалуй, стоит перейти ко второму вопросу, который не менее важен – «Как исследовать??» Найти ответ здесь гораздо проще, чем на первый, все источники одинаково предлагают множество методов. Я расскажу о том, какие методы бывают, но сами методы перечислять не буду. Первый класс методов – это теоретические – когда дело не касается конкретного использования компонентов (вещества, энергии), исследователь лишь предполагает, делает выводы исходя из имеющегося материала, либо что-то рассчитывает, доказывает исключительно теоретическим путем. Второй класс методов – практические – наоборот ставит исследователя перед необходимостью все делать на практике, своими руками, задействовать компоненты, соединять, разделять, проводить испытания. В этом случае исследователь видит все своими глазами. Понятно, что есть методы, которые будут включать теорию и практику, – такие методы мы будем называть смешанными.

А теперь, домашнее задание!! = ))) В конце каждой статьи я буду приводить схему какого-либо исследования, которые участники проекта смогут выполнить самостоятельно, запечатлев процесс в виде фотографий, видеоролика или просто интересного описания… Поскольку в этой теме мы обсуждали лишь вводные моменты, я предлагаю попрактиковаться в применениях различных методов. И схема будет такая:

Сделай и расскажи всем об этом!!

Немного подскажу – проще всего представить такие методы как эксперимент, анализ, логика или моделирование… Но гораздо интереснее будет действовать, например, методом дедукции, эвристики или… виртуализации… = ))

Увидимся здесь на следующей неделе, и…. жду интересных методов!!

Аватар пользователя Бакина Маргарита

У меня родилось несколько идей: что поисследовать и какими методами это сделать. Осталось выкроить время и написать:-)